Боржавский хребет 2012 (Поход с москвичами)

Этот поход был самым экстремальным из всех моих походов. Экстрим заключался не в столь большой опасности для себя, а в большой ответственности за группу детей с которой мы попали в очень неблагоприятные погодные условия в горах...
   Мне предложили мои походные друзья - Макс и Сергей, вместе с ними поучаствовать в организации похода для группы из 20-ти детей и 3-х преподавателей одной московской приватной школы. Я конечно же сразу согласился, потому что идея мне показалась очень интересной. Поход состоялся 7-11 апреля 2012 года. В наши планы входило подняться с смт. Воловец на Боржавский хребет и с несколькими ночевками, со спуском к водопаду Шипот, пройти по хребту и спуститься в  смт.Межгорье. Но в наш изначальный план вмешались непредсказуемые силы природы, что заставило нас по-максимуму упростить маршрут.
   Итоговый маршрут указан на карте:
   Теперь начнем по-порядку. В первый день, мы встретили нашу группу из  Москвы на ж.д вокзале в Воловце. Познакомившись с участниками похода и распределив между рюкзаками еду, мы отправились в путь:

Я еще ни разу не ходил в поход в такой большой компании. Было видно, что учителя очень хорошо справляются с детьми. На привалах, детки по команде то одевали флисы, то снимали при дальнейшем подъеме,чтобы не потеть. Все время, они беспрекословно  слушались учителей и не капризничали, что очень радовало:
     Поднявшись к черте леса нас окружил туман, который придал чарующую атмосферу:
   Мы сравнительно быстро пришли на место первой ночевки. Наши гости уже успели  устать и разложив палатки грелись у костра :

Так как я с Максом большие любители футбола, а как раз в этот день была игра между Динамо и Шахтером, мы полезли на ближайшую  г.Плай (1343 м) попытать счастья - посмотреть футбол  на  станции Укртелекома, которая расположена на вершине, возле телевышки. Поскольку, мы с Максом, также, являемся сотрудниками Укртелекома (в Ужгороде),то показав свои удостоверения, нас благосклонно пригласили посмотреть матч. Это был наш самый высокогорный просмотр футбола и телевизора вообще. После матча, немного расстроившись проигрышу Динамо, мы еще прогулялись по горе, после чего спустились в лагерь.
   Виды на Боржавский хребет с г.Плай:

Вечером мы хорошо провели время у костра - поужинали, попели песни под гитару, а также были причастны к своеобразному  ритуалу наших московских друзей. Ритуал назывался "Свеча" и заключался в том, чтобы каждый кому передавалась свечка, рассказывал про свои впечатления или недовольства. По идее, все споры и недоговорки должны были решатся  на "Свече". Данный ритуал способствовал публичному общению детей и добавлял сплоченности всему составу участников. После первого дня похода, детки очень бодро делились впечатлениями о том как прошел небольшой но сложный для них подъем и как они друг другу помогали.Знали бы они тогда, что их ждёт на следующий день, то понятие сложности точно бы пересмотрели...
   Второй день похода, начался многообещающе, ночью прошли заморозки и намело снега:

До обеда мы ждали пока развеется туман, так как видимости не было никакой. После того, как небо стало проясняться, мы двинулись в путь. Снег придавал, по-началу,сказочные ощущения :

Чем выше мы поднимались, тем сказка становилась все суровей. Ветер с высокой скоростью гонял снег, холод пробирал, что называется до костей, а туман настолько закрыл нам видимость, что надо было очень внимательно следить чтобы никто не отстал.
   Антенны метеостанции, на горе Плай, также испытывали дискомфорт :
     Походный талисман одного из учителей,также серьезно подмерз :
   У меня прибавился еще один рюкзак, который я забрал чтобы помочь одному из "умирающих" участников :)...
   Склоны хребта были покрыты замерзшим снегом и переход горы Великий Верх, траверсом, стал целым испытанием.

В связи с опасностью сорваться со склона, было принято решение подниматься на вершину, где ветер носился с удвоенной силой. Казалось что мы очутились на Северном полюсе...
   Вершина горы Великий Верх (1598м.):

Дети не теряли позитивного настроения:
   Спустившись с Великого Верха, нам нужно было немного пройти по хребту и самое главное, в практически нулевой видимости, найти оптимальный вариант спуска с хребта  к водопаду Шипот. Учителя понемногу начинали нервничать, а некоторые из детей вообще расплакались. Но мы взяли ситуацию под контроль и продолжили путь.
   Первой реально серьезной преградой стал очень крутой склон спуска, настил снега которого, настолько замерз, что почти превратился в лед. На этом участке,  волнения наших участников еще сильнее усилились и даже некоторые захотели возвращаться назад. Но мы вновь взяли ситуацию в свои руки, оставив Макса для моральной поддержки группы, я с Сергеем начал рубить топором ступени вдоль склона. Нашей целью было пройти до черничника,места где кустарники с черникой не позволяли снегу замерзнуть.Таким образом, рубая ступени, мы от одного черничника добрались до другого, а там уже спуск стал менее опасным и ступени рубать уже не было необходимости.
   Но так как,на время прохода по ступеням, самые неуверенные в себе оставили рюкзаки, нам пришлось эти рюкзаки потаскать между нашими спасительными черничниками несколько раз. Пока я бегал,перенося рюкзаки, дети которые их оставили, уже спустились вообще вниз, забыв про свои вещи. Так что оказалось, что мы с Серегой получили по три рюкзака в нагрузку, в качестве бонуса за наши усилия :). К месту ночевки мы дошли по-настоящему уставшими...
   Лагерь разбили уже в темноте. Ужин делать не было никакого желания, мы просто что-то перекусили и завалились спать. Традиционный ритуал "Свеча", также был отложен на следующий день.
   Так прошел наш самый коварный день в походе. После столь нелегкого перехода, было принято решение остаться на поляне, возле водопада Шипот, на оставшиеся две ночевки.
   Хотелось бы еще раз отметить хорошую организованность детей и в очередной раз отдать должное преподавателям, которые организовали дежурных на каждые приемы пищи, которые собирали и пилили дрова на костер, варили кушать и накрывали импровизированный "шведский стол":
   На ритуале "Свеча", да и вообще после каждого приема пищи, входила в обиход фраза - "Спасибо Дежурным!!!", что в последствии стало своего рода наречием, которое мы используем и сейчас, по-приколу...
   Третий день похода, стал днем отдыха от вчерашних эмоций. В этот день, мы только посетили водопад Шипот, в водах которого, я и Макс, не упустили возможности покупаться.

Вечерняя "Свеча" была богата на разговоры. Дети очень активно обсуждали вчерашний день, который надолго останется в нашей памяти, как одно из испытаний с которым мы успешно справились. Все получили хороший опыт и  остались с очень положительными эмоциями...
   На четвертый день, у нас была запланирована радиалка. Мы дошли до подъемников в селе Пилипец и планировали на них подняться как можно выше, после чего вылезти на хребет. Но в связи с ураганом, прошедшим накануне, было обесточено все село и подъемник не работал. Поэтому, мы разделились, часть самых выносливых ребят и преподаватель с физкультуры, пошли со мной и Максом на хребет, а остальные отправились с Сергеем на прогулку вдоль хребта.

Взобравшись на самый верх хребта, мы увидели то, что скрывал туман два дня назад. Синее, чистое небо в комбинации с белоснежным хребтом, потрясал своей красотой:

А вот (выделено красным) ступени, между черничников, которые я так усердно выдалбливал топором, даже спустя два дня хорошо просматривались :
   Лавиноопасный склон:

А это вершина горы Великий Верх в условия стопроцентной видимости. Еще два дня назад можно было разглядеть только железную пирамидку...
   Да, в этот день мы оторвались по полной, играли в снежки и прыгали с небольших склонов в снег... Хорошему настроению, граничившему с восторгом, способствовали окружающие нас пейзажи:

В этот день, топорик использовали только для фотографирования  :

Заключительный вечер, вместе со "Свечей", прошел в веселом ключе. Мы уже изрядно подружились с нашими иностранными гостями, что прибавило еще большего коннекта. Как и в первый наш вечер я сидел за гитарой, играя песни слегка обмороженными пальцами .Дело в том,что когда я рубил ступени у меня не было перчаток, так как отдал их одному мальчику, который вообще с собой их не взял.
   Поход оставил очень яркий след в памяти всех участников. После того, как мы вернулись в Ужгород, школьники с учителями еще провели один день в нашем городе. В день ихнего отъезда - мне,Максу и Сергею была вручена своего рода стен-газета,сделанная накануне в гостинице учениками. Так как Я с Максом  сотрудники и работаем в одном отделе, эта стен газета сейчас весит у нас на работе...